Интервью генерального директора ООО "Нетмус"

03 марта 2014

1. Современная законодательная база в России в области обращения с ТБО (сбор, вывоз, переработка, утилизация) имеет сходства с европейской системой? В чем заключаются отличия?

Основным законом в области управления отходами в Российской Федерации является «Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с последней редакцией от 25 ноября 2013 года.

Настоящий закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: 

· охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

· использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

· комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

· использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

· доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

· участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

В Европейском Союзе Директива 2008/98/EC об отходах устанавливает правовые основы обращения с отходами в рамках Сообщества. Данная директива направлена на разрыв связи между экономическим ростом и увеличением количества отходов, направленная на весь цикл отходов от начала их жизненного цикла до выброса и расположения, делая акцент на восстановление и утилизацию.

Эти цели поддерживаются набором директив и постановлений:

· Правила 2150/2002 о статистике отходов создает основу для производства статистических данных Сообщества отходов, отходы производства, утилизация и захоронение отходов;

· Директива Совета 1999/31/EC по захоронению отходов предназначена для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий захоронения отходов на окружающую среду. В нем определены различные категории отходов (бытовые отходы, опасные отходы, неопасные отходы и инертные отходы) и распространяется на все полигоны, определенных как объектов размещения   отходов для захоронения отходов на поверхности или в земле. Свалки делятся на три класса: полигоны для опасных отходов; полигонах для неопасных отходов и полигонов для инертных отходов. Директива устанавливает систему разрешений на свалках.

· Правила 1013/2006 о транспортировке отходов направлены на укрепление, упрощение и определением процедур контроля партии отходов для улучшения окружающей среды. Таким образом, снижается риск несанкционированных свалок. Правило касается почти всех видов отходов за исключением радиоактивных и некоторых других видов отходов, которые не входят в сферу действия данных Правил, поскольку они являются предметом отдельных режимов контроля.

· Директива 94/62/EC об отходах упаковки и упаковочных предусматривает меры, направленные на ограничение производства упаковочных отходов и поощрения переработки, повторного использования и других форм утилизации отходов. Их захоронение следует рассматривать как последнее возможное решение.

· Директива ЕС «Об отработавших батареях и аккумуляторах» (2006/66/ЕС), предусматривающих запрет на размещение на рынке кадмий-содержащих портативных батареек и аккумуляторов, предназначенных для использования в беспроводных электроинструментах, начиная с 1 января 2016 года.

· Директива 2012/19/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании», где установлены новые целевые показатели сбора образовавшегося отработавшего электрического и электронного оборудования, законодательно закреплен раздельный сбор этих отходов и др. С 15 августа 2018 года эти отходы будут подразделяться на шесть новых категорий. С 2019 года целевые показатели будут базироваться на учете новых категорий отработавшего электрического и электронного оборудования.

В Российской Федерации законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами не в полной мере отвечает новым экономическим условиям. В отличие от Евросоюза в РФ не выделяются все виды отходов, возможные к переработке. Отсутствуют запреты на захоронение определенных видов отходов, например электронного лома, бытовой техники (холодильники, стиральные машины, телевизоры, мониторы и т.д.). Отсутствие законодательно закрепленной системы раздельного сбора отходов от населения не позволяют снизить затраты государственных и частных организаций на переработку отходов, выделения полезных фракций и изготовления товаров из вторичного сырья.

На данный момент положительную тенденцию можно наблюдать в стимулировании проектирования и строительства мусоросортировочных комплексов подрядчиками работающими в сфере управления отходами, однако без законодательно утвержденной системы раздельного сбора отходов, такой метод не дает максимальной отдачи.  

2.  Какие отличия существуют с технологической точки зрения между Россией и ЕС на этапе переработки?

Сегодня в странах Европейского Союза производится отделение полезных фракций на этапе сбора отходов от населения, коммерческих организаций (торговые центры, центры общественного питания, производственные предприятия). В обязанность граждан и сотрудников организаций входит разделение отходов на следующие составляющие:

· Картон, бумага

· Пластик, бутылки ПЭТ

· Стекло (цветное, белое)

· Бытовая техника и электроника (холодильники, телевизоры, мониторы, компьютеры, микроволновые печи и т.д.)

При этом, затраты по утилизации бытовой техники и электроники возлагаются на население. Граждане обязаны сдавать старую бытовую технику и электронику в специально организованные пункты приема, при этом платя утилизационный сбор. 

В большинстве случаев также можно наблюдать во дворах жилых поселений наличие контейнеров для отдельного сбора ветоши, старой одежды, обуви.

В Российской Федерации отходы от населения выбрасываются при помощи систем мусоропровода или в открытые контейнеры объемом 0,8 м3, 1,1 м3 и 8м3, расположенные на придворовой территории. После этого, отходы перемещаются мусорововывозящими компаниями на захоронение на специализированные полигоны или на мусоросортировочные комплексы, где отбирается до 25% полезных фракций, пригодных к переработке и вторичному использованию.

Положительной тенденцией в России можно отметить активное строительство мусоросортировочных комплексов и линий по перегрузу отходов, которые помогают выделять полезные фракции и снижать нагрузку на полигоны для захоронение отходов. Государственные и частные компании сегодня понимают экономический эффект от использования методов отбора полезных фракций и могут получать дополнительную прибыль для повышения эффективности работы с отходами.

 Новые технологии по снижению объема отходов, подлежащих захоронению на полигонах также рассматриваются участниками данного сектора рынка переработки отходов. Технологии по переработке отходов в альтернативное топливо, например RDF, биогаз и пр. рассматриваются и есть примеры первого использования в России. Однако внедрение данных технологий требует продолжительного срока окупаемости и поддержки со стороны государства.       

3. Какие позиции занимают иностранные компании на российском рынке ТБО (контейнеры, спецтранспорт, оборудование заводов)? Помимо Presona, какие бы Вы могли отметить компании, закрепившиеся в России? В чем заключается конкуренция с российскими компаниями?

Сегодня российские участники данного рынка активно сотрудничают с иностранными компаниями, разработчиками новых технологий и поставщиками оборудования для переработки отходов. На рынке России более 10 лет присутствуют компании из Швеции, Германии и Австрии. Новой тенденцией стоит отметить выход на российский рынок ряда компаний из Чешской республики. Данные организации имеют большой положительный опыт использования современных технологий и самое главное производства оборудования для прессования, измельчения, заготовки и переработки вторичного сырья, при этом отвечая высоким требованиям при конкурентной стоимости. К активным участникам иностранных компаний можно отнести производителя горизонтальных прессов для вторичного сырья - Presona (Швеция), производителя шредеров и измельчителей – Erdwich (Германия), компанию из Австрии - изготовителя вертикальных и горизонтальных прессов для картона, пленки  Austropressen, ведущего в Европе и России поставщика стационарных и мобильных пресс-компакторов – Strojservis (Чехия). 

4. Каковы, по Вашему мнению, перспективы отрасли утилизации ТБО в России? Сможем ли мы повысить уровень переработки с текущих 10% до лучшего уровня? Какие существуют для этого барьера и возможности.

По нашему мнению сектор работы с отходами в России можно считать молодым, но активно развивающимся. Анализируя ситуацию, можно отметить высокую активность как государственных предприятий, работающих в сфере вывоза и переработки отходов от населения, так и коммерческих организаций, работающих с «коммерческими отходами». Основная и важная задача, поставленная не просто государством, но самой экологической ситуацией всем участникам рынка полностью понятна – это отбор максимально возможного процента вторичного сырья и снижение уровня нагрузки на полигоны для захоронения. Стоимость вторичного сырья позволяет производить инвестиции на производство мусоросортирочных комплексов, окупаемость которых достигает от одного до трех лет.

Учитывая вышеперечисленное мы видим активное развитие сектора мусоропереработки и улучшение экологической ситуации в Российской Федерации. Мы уверены, что совершенствование законодательной базы в области экологии и разработка и внедрение законодательной базы по внедрению раздельного сбора отходов, организации приемных пунктов бытовой техники и электроники позволят выделять большее количество полезных фракций, в том числе пластика, стекла драгоценных металлов. Текущий уровень 10% переработки не является предельным и легко можно достичь уровня стран ЕС, при должной законодательной базе при оптимизации соответствующих процессов.