Использованные шины в больших объемах вывозят на свалки и не утилизируют. Это приносит значительный урон окружающей среде и здоровью человека. Современные способы переработки шин дают возможность использовать их повторно как вторсырье и улучшить экологическую ситуацию.
Современные технологии позволяют производить утилизацию шин и их переработку для создания прочных покрытий и утеплителей зданий. Период эксплуатации автошин короткий, поэтому их часто приходится менять. Изношенные покрышки требуют особой утилизации и переработки. Существует несколько способов утилизации изношенных шин, из которых изготавливают крошку:
Способ измельчения жидким азотом относится к криогенным методам, поскольку покрышки крошат посредством воздействия сверхнизких температур. Измельчение в специальных дробилках считается более дешевым вариантом.
Переработка шин осуществляется по следующей технологии:
Технология не занимает много времени, если процесс налажен и механизирован. Для организации такого производственного процесса применяют специализированное оборудование:
Количество оборудования напрямую зависит от объема производства и вида продукции.
Утилизация использованных покрышек предусматривает два вида их переработки:
Пиролиз считается дешевым и экологичным способом утилизации автошин. Эта технология раскладывает их на составные части без доступа к кислороду. В пиролизном оборудовании сырье разогревается до температуры 450–500 градусов, которое затем распадается на синтетическое жидкое топливо, технических углерод и газ.
Синтетическое жидкое топливо в дальнейшем используют в котлах и отопительном оборудовании. Если его перерабатывать далее, то можно получить такие углеводородные фракции как бензин, дизтопливо, мазут и смолы.
Технический углерод используют как адсорбент и наполнитель для производства резиновых изделий, как краситель в промышленности и основу для битумных мастик. Газ применяют для работы установки пиролиза.
При переработке шин в крошку сохраняется эластичность, стойкость к химическому воздействию и прочность сырья. Полученные фракции широко применяются в изготовлении резиновой плитки, покрытий для спортзалов, спортплощадок и стадионов. Дополнительно крошку можно использовать в производстве обувной подошвы, резиновых сапог, бамперов и износостойких дорожных покрытий.
Таким образом, главными отличиями между переработкой шин пиролизом и измельчением в крошку являются энергоемкость, а также виды полученных путем переработки продуктов и способы их дальнейшего использования. Оба процесса относятся к безотходным, что позволяет производить вторсырье и промышленную продукцию.