В 2019 году на территории Российской Федерации начала действовать мусорная реформа. Внедрение изменений в этой области закономерно, так как ситуация с отходами в России близка к критической. По данным Счетной палаты РФ, более 90% ТКО отправляется на полигоны, при этом вторичных ресурсов перерабатывается около 7%. Учитывая что ежегодно на территории страны образуется порядка 60 млн. тонн ТКО, трансформация сферы обращения с отходами имеет стратегическое значение.
Как проходит мусорная реформа в РФ, что тормозит ее развитие и почему выросли тарифы для населения, узнайте дальше из статьи.
Во времена СССР существовала эффективная система обращения с мусором. В общие контейнеры выбрасывали преимущественно пищевые отходы, а макулатуру, стеклотару, металлолом люди сдавали в пункты приема. Уровень потребления был ниже, состав отходов иным, поэтому на тот момент захоронение ТКО было оправдано.
После распада союза пришла эпоха массового потребления, появилось большое количество продукции из пластика, что повлекло за собой увеличение количества мусора. Пункты приема вторсырья стали закрываться, появились массовые стихийные свалки. Вопрос утилизации мусора отошел на задний план, так как страна переживала серьезный экономический кризис.
Появились “теневые” схемы вывоза мусора, недобросовестные исполнители выбрасывали ТКО на стихийные свалки. К 2018 году ситуация с отходами настолько обострилась, что на протесты вышли обычные люди, которые устали жить среди мусора.
Если не предпринять срочных шагов по изменению ситуации, страна рискует погрязнуть в отходах. Темпы роста ТКО увеличиваются с каждым годом в среднем на 2%, а это значит, что в скором времени места для складирования мусора просто не будет. Если не сократить количество отходов вывозимых на свалки и полигоны, то к 2024 году в 32 регионах возможности приема ТКО закончатся. При этом в 17 регионах ситуация с переполнением полигонов, по данным Счетной палаты РФ, еще хуже.
Мусорная реформа представляет собой целый комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию сферы обращения с твердыми коммунальными отходами и совершенствования ее структуры. За реализацию антимусорного проекта несет ответственность Правительство и регионы РФ.
В планах — период до 2030 года, за это время предполагается:
Кроме этого, предполагается внедрение санкций за неправомерную утилизацию отходов и постепенное наложение вето на захоронение мусора, пригодного к переработке.
Основной целью мусорной реформы в России можно назвать создание эффективной и прозрачной системы обращения с отходами, которая:
Для реализации контроля за каждым перемещением мусорного транспорта, автомобили подключают к автоматизированной информационной системе регоператора "Учет и контроль отходов". Передача информации происходит при помощи датчиков спутников ГЛОНАСС, которые находятся во всех транспортных системах.
Таким путем планируется осуществлять контроль всех этапов обращения с отходами и решать сложную ситуацию с распространением несанкционированных мусорных свалок.
Работа мусорной реформы стартовала 1 января 2019 года и к концу 2021 стало очевидно, что изменения в системе обращения с ТКО проходят с задержками.
Одной из основных задач реформы является раздельный сбор мусора. Многие россияне готовы приступить к выполнению новых правил, но к этому не готова инфраструктура для переработки. Строительство заводов проходит не так быстро, а частным компаниям невыгодно производить переработку вторсырья.
Свою роль в торможении играет несовершенство действующего законодательства. Разработкой новых программ занимаются разные ведомства, преследующие собственные цели и интересы, кураторы реформ меняются.
Особое значение в реализации изменений имеет финансовый вопрос. Для его решения было принято увеличить тарифы для населения, что повлекло за собой
поток негодования со стороны рядовых граждан.
Одновременно с внедрением мусорной реформы, произошло повышение тарифов на утилизацию отходов. Россияне недоумевают по какой причине увеличилась плата за мусор. Изменения в тарифах связано с внедрением новых технологических систем обслуживания совершенствования функциональных обязанностей коммунальных предприятий.
На разработку, внедрение и осуществление работы всех нововведений требуются финансовые ресурсы. Поэтому на государственном уровне было принято решение об увеличении тарифа на вывоз мусора на 51%.
Если быть точными, то речь идет о выделении конкретного платежа из общей строки жилищных услуг и внедрении полей для владельцев индивидуального жилищного фонда. Плата за уборку и транспортировку коммунальных отходов что была ранее, исключается из перечня услуг, во избежание двойной оплаты населением.
Ранее платеж за утилизацию ТКО был частью в общем счете содержания дома, теперь операторские услуги надо оплачивать при помощи отдельного коммунального платежа.
В Ленинградской области кроме федеральных, действуют льготы региональные, с целью снижения финансовой нагрузки для рядовых жителей. По вопросам, которые касаются назначений денежных компенсаций, граждане могут обращаться в филиалы ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения".
Внедрение мусорной реформы в России неизбежно. Насколько она будет успешной зависит от множества факторов среди которых немалую роль играет сознательность граждан страны. Поэтому каждый должен задуматься о том что он может сделать, чтобы его дом не стал похож на свалку.