Мусороперегрузочная станция: нормы проектирования

21 апреля 2022

Современный подход с организации вывоза и переработки мусора предполагает наличие временных перевалочных пунктов, которые называются мусороперегрузочными станциями (далее иногда по тексту МПС). Идея возникновения таких сооружений возникла в ответ на необходимость оптимизировать транспортные расходы и время работы специальной мусороуборочной и мусоровывозящей техники. Логистика или организация работы по сборке и доставке мусора при наличии МПС позволяет:

  • экономить затратную часть процесса, прежде всего – по расходу топлива и амортизации транспортных средств, а также по фонду оплаты труда;
  • повысить эффективность эксплуатации мусоровозов – когда при одинаковом количестве машин их производительность больше.

Но чтобы мусороперегрузочная станция эффективно выполняла возложенные на нее функции, следует еще на этапе проектирования предусмотреть все возможные нюансы ее строительства, а также соблюдение санитарно-гигиенических требований по ее размещению и функционированию.

 

Этапы проектирование мусороперегрузочных станций

Успешный проект любого строительства, в том числе и МПС, начинается с постановки целей и задач. Согласованная и утвержденная уполномоченными органами проектно-сметная документация является своеобразным паспортом промышленного сооружения, где предусмотрены любые технологические и организационные основы для его функционирования. 

Этапы проектирования должны быть строго последовательными и включать в себя несколько рекомендуемых (все зависит от конкретного места расположения объекта) разделов.

  1. Составление технического задания для проектирования.
  2. Получение исходной разрешительной документации.
  3. Выполнение комплекса инженерных изысканий на выбранной площадке для строительства.
  4. Разработка и обоснование технических решений.
  5. Разработка рабочей версии проектной документации, получение согласований и разрешительных заключений экспертизы.
  6. Экспертная оценка проектной документации
  7. Разработка окончательного варианта рабочей документации для эксплуатации объекта строительства.

В готовом виде проектная документация по строительству МПС как правилодолжна включаетть в себя такие составляющие:

  1. Пояснительная записка общих положений к проекту.
  2. Пояснительная записка относительно топографических, гидрогеологических и геологических разработок при возведении МПС.
  3. Расчет и обоснование количества постов, предназначенных для перегрузки мусора (твердых бытовых отходов), описание и технические обоснования основных производственных процессов станции, описание и рекомендации режима эксплуатации сооружения.
  4. Определение оптимальной численности персонала (из основных и подсобных рабочих).
  5. Количественный и технический состав мусоровозного транспорта.
  6. Обязательные требования к охране труда, техники безопасности при работе на станции. В этот же раздел уместно включить требования и рекомендации по их соблюдению, предъявляемые органами пожарного надзора.
  7. Генеральный план земельного участка с нанесением вертикальной планировки, плана благоустройства, наличия специальных природоохранных сооружений и водоотводных сооружений.
  8. Раздел, предписывающий проведение природоохранных мероприятий.
  9. Раздел, посвященный санитарно-защитной зоне станции.
  10. Раздел, посвященный электроснабжению.

 

При необходимости в проектную документацию можно включить и раздел, посвященный расчету стоимости строительства. Но, учитывая, что затратная часть имеет отношение к финансовой, а не инженерной стороне вопроса, чаще всего смета заказывается и рассчитывается отдельно.

Далее кратко описаны нормы проектирования и разделы, которые обязательно присутствуют в итоговой проектной документации к МПС.

Выбор участка для размещения мусороперегрузочной станции и изыскательские работы

Идеальным будет планирование постройки МПС еще на стадии разработки территориального плана развития региона. Нормы проектирования предписывают обязательное соблюдение утвержденных санитарных правил и норм (СанПиН). Именно на основании требований этих документов, а именно СанПиН 42-128-4690-88, а также 2.1.7.1322-03 и выбирается место для устройства и будущего размещения станции. Основные требования такие:

  • мусороперегрузочные станции лучше размещать на окраинах населенных пунктов или на территории промышленных зон;
  • минимальное расстояние от станции до любого административного здания или жилого дома должно составлять 100 метров;
  • окончательный размер санитарно-защитной зоны устанавливается на основании расчетов уровня загрязнения воздуха исходя из прогнозируемого уровня рассеивания вредных и загрязняющих веществ в приземный слой атмосферы;
  • станцию устанавливают только с подветренной стороны относительно жилых зданий или мест отдыха людей - для ветрового потока в преобладающим направлением;
  • если в округе имеются источники забора питьевой воды                                                         (подключенные или нет к действующему водопроводу) , то устройство площадки для МПС может осуществляться только по уровню ниже такого места.

Место для строительства мусороперегрузочной станции обязательно согласовывается с местными органами по охране окружающей среды, по контролю за использованием подземных вод, а также с санитарно-эпидемиологической службой.

При проектировании и выборе места расположения строительной площадки следует учесть, что в некоторых местах категорически запрещено сооружение МПС. Сюда относятся территории и зоны санитарной охраны источников воды (питьевой и минеральной, в том числе зоны питания подводных источников), курортная местность, зона оползней, снежных лавин или селевых потоков. Запрещены такие строения и на расстоянии ближе 15 км от аэропорта или аэродрома.

С учетом указанных выше условий и ограничений, следует собрать исходную информацию, которая позволит точнее определить оптимальное (из возможных) место расположения станции. Такой информацией будет:

  • дислокация мест первичного сбора отходов;
  • численность населения в городе (поселке, другом населенном пункте), который планируется обслуживать;
  • норма накопления бытовых отходов населения;
  • расстояние от места первичного сбора отходов до предприятия по переработке или полигона;
  • среднее время в пути по каждому из возможных направлений и прочее.
  • Для выбора участка рекомендуется проведение:
  • топографической съемки местности;
  • гидрологических изысканий (для определения уровня грунтовых вод и их потока);
  • геологических изысканий (для определения порядка напластования, показателей фильтрации почвы и состава пород, образующих основание для площадки под станцию).

Результаты изысканий вносятся в проект с расшифровкой показателей и обоснованием возможности для строительства.

 

Расчет мощности мусороперегрузочной станции 

Оптимальная мощность мусороперегрузочной станции рассчитывается исходя из фактических исходных данных. Частично такие данные при проектировании уже применялись, когда шла речь о выборе участка расположения станции. Дополнительно в расчетах используют:

  • среднюю эксплуатационную скорость собирающих и транспортирующих мусоровозов;
  • время, необходимое для разгрузки отходов разными типами мусоровозов;
  • ожидаемая продолжительность работы МПС в течении суток с учетом технологических перерывов;
  • годовой режим работы станции с учетом сезонности;
  • объем кузовов разных видов мусоровоза;
  • уровень (степень) уплотнения твердых бытовых отходов в процессе работы станции;
  • нормы и потребности в расходовании воды, необходимой для гигиенической мойки контейнеров, бункеров и кузовов, а также ожидаемые объемы стоков.

Грамотно проведенный инженерный расчет покажет оптимальную мощность будущей станции, что позволит избежать необоснованных трат (если не планируется соответствующая нагрузка) или обеспечит повышенный принимающий объем (если позволяет трафик).

 Какие сооружения находятся на станции

После того, как выбран оптимальный участок для строительства и произведен расчет мощности МПС, можно составлять описание и приводить расстановку сооружений и устройств на площадке.

Ниже изображен пример проектной схемы размещения технологических сооружений условной мусороперегрузочной станции:

 

Цифровыми показатели на схеме обозначены:

1 - пункт перегрузки ТБО бункерного типа

2 - пункт перегрузки ТБО грейферного типа

3 - служебное (офисное) помещение

4 - автомобильные весы на 30т

5 - моечный корпус с бытовыми помещениями и котельной;

6 - здание для технического водоснабжения

7 - площадка разгрузочная для собирающих мусоровозов

8, 8а - насосные сооружения над водозаборными скважинами

9 - резервуар-накопитель для технической воды

10 - электростанция дизельная

11 - резервуар (емкость) для хранения дизельного топлива

12 – устройства- сооружения очистные

13 - резервуар для сбора дождевых стоков

14 - зона отдыха персонала и клиентов

15 - резервуар-выгреб

16 - башня водонапорная

close
Netmus - оборудование для переработки и сортировки мусора Нетмус